Предварительные результаты использования ДЭНС у детей с дизартриями и алалиями

алалия, дизартрия дэнас

Корпорация "ДЭНАС МС" ежегодно проводит конкурс печатных работ среди практикующих врачей, логопедов, бакалавров ДЭНС, активно использующих метод ДЭНС-терапии. Данная статья и результаты исследований были опубликованы более 10 лет назад (2004 год). Но и за прошедшее время число логопедов, использующих аппараты ДЭНАС в работе с детьми, выросло незначительно. Призываем специалистов максимально подробно знакомиться с опытом коллег и применять возможности ДЭНС-терапии в своей практике.

Кушнина Т. В., г. Зеленогорск, Россия

Здоровье детей в значительной степени определяет потенциальные возможности нации, характеризует состояние общественного строя, является индикатором социального здоровья общества и стратегическим резервом трудовых ресурсов. Но, не смотря на большое количество исследований и программ по повышению качества беременности и родов, число детей, появляющихся на свет с перинатальным поражением нервной системы остается высоким.

Катамнестические наблюдения показывают, что большинство детей, перенесших перинатальную гипоксию, в дальнейшем имеют функциональные расстройства нервной системы и, связанные с ними, нарушения функций органов и систем. Как правило, дети с перинатальным поражением центральной нервной подвержены частым простудным заболеваниям, у многих наблюдается задержка психомоторного развития.

За последние годы отмечается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи: дизартриями и недоразвитием речи по типу алалии. До последнего времени, в своей практике для лечения пациентов с задержкой речевого развития мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка и т.д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацицию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонетического слуха, звукобуквенный анализ, проводилась работа над грамматическим строем речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но, зачастую, использования только данного комплекса мероприятий бывает недостаточно.

Как правило, положительного стойкого эффекта удается добиться только при интеграции педагогических и медицинских методик. И для подтверждения справедливости данного тезиса несколько глубже рассмотрим суть проблемы.

Дизартрии – это нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. При этом наблюдается расстройство артикуляции, затруднение в произношении согласных звуков речи вследствие пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, обеспечивающих моторную функцию речи. Речь при этом становиться неясной, «смазанной», невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения соответствующих структур мозга.

Основными признаками дизартрии являются дефекты произношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями артикуляционной моторики и речевого дыхания, проявляющиеся рядом признаков:

I. Нарушения мышечного тонуса.

  • Повышение тонуса мышц языка, губ, лица и шеи. При этом чаще всего наблюдается смягчение произношения согласных.
  • Дистония. Меняется характер мышечного тонуса, при попытках речи тонус резко возрастает, как следствие наблюдается непостоянство, искажения, замена и пропуск звуков.
  • Дискоординационные расстройства. Звукопроизношение нарушается при произношении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях, речь становится замедленной и скандированной. В основе лежит нарушение точности и соразмерности артикуляционных движений.

II. Нарушения голоса, которые крайне разнообразны и специфичны для разных форм дизартрии.

III. Нарушения речевого дыхания, обусловленные нарушением работы центральных механизмов его регуляции.

Частота заболевания в детском возрасте имеет прямую связь с частотой перинатальной патологии. Очень часто дизартрия наблюдается у детей с детским церебральным параличом. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы с частотой и тяжестью дизартрии. Наиболее легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных нарушений, перенесших легкую асфиксию, или имеющих в анамнезе влияние других, неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в периоде родов. В этих случаях при обследовании у невропатолога, как правило, отмечается нарушение иннервации мышц лицевой мускулатуры, ослабление небного рефлекса, тремор языка, мышечный гипо- или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Моторика детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, у них с задержкой развивается готовность к письму, вследствие чего долго не проявляется интерес к рисованию, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Также имеются нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти и внимания.

Таким образом, основные формы дизартрии определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Но при этом наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного синдромов в виде расстройств сосания, глотания, жевания, в сочетании с нарушениями с нарушениями общей моторики, особенно тонкой и дифференцированной моторики пальцев рук.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Причинами алалии являются:

  • Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Речь не развивается из-за нарушений мозговых центров речи (мозговых зон речи).
  • Ведущую роль в возникновении алалии занимают черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных. Родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание и приводит к снижению функции дыхательного центра. Клетки мозга, и в первую очередь третьего слоя коры, более молодого в филоотогенетигеском отношении, является наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Третий слой коры мозга дает начало сложной системе ассоциативных связей, обеспечивающие формирование высших корковых функций человека, в первую очередь - речи и психики.
  • Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцифалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т.д. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем. Действие любого вредного фактора в пренатальном или раннем постнатальном периоде, когда кора головного мозга находится еще в стадии формирования, трудно точно определить наличие локального дефекта, ибо поражение чаще носит диффузный характер. У ребенка в таком случае отличается ММД.
  • Иногда алалия бывает следствием соматического заболевания, вызывающего истощение ЦНС, в первую очередь гипотрофии. Часто в патогенезе имеют место: рахит и нарушение питания и сна в раннем детстве, часто повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Поэтому соматические заболевания лишь усугубляют воздействие патологических причин неврологического характера, которое является ведущим.

В большинстве случаев в анамнезе ребенка с алалией выделяется, как правило, не один, а целый комплекс патологических факторов.

Ход и результаты работы.

В своей работе мы наблюдали две группы детей с речевыми нарушениями:

  1. ОНР 3 уровня, (ФФНР), обусловленные стертой формой дизартрии.
  2. ОНР 3 уровня, (ФФНР), обусловленные задержкой речевого развития на резидуально-органическом фоне.

Дети были взяты из старшей и подготовительной групп. С заинтересовавшимися родителями мы провели индивидуальные собеседования, в которых выявили особенности детей, собрали анамнез и социальные данные семьи, объяснили особенности воздействия ДЭНС-терапии и просили помогать и выполнять назначения, необходимые в процессе ДЭНС-воздействия.

В процессе работы с речевыми проблемами приходилось решать и другие проблемы, так как почти все дети оказались из группы ДЧБ, с соматическими заболеваниями, хроническим лор – заболеваниями.

Всех детей мы разделили на две основные группы:

  1. Дети с темповой задержкой речевого развития по типу алалии, которые переходят в ОНР 1,2,3 уровня.
  2. Дети с нарушениями звукопроизношения - стертой формой дизартрии (ФФНР - фонетико-фонематическое нарушение речи).

Кроме этого, все дети относились к группе часто болеющих детей (ЧБД): простудные заболевания, ангины, стеноз гортани, аденоиды, кишечные заболевания-ОКИ, дисбактериоз, нарушения осанки, дисплазия тазобедренных суставов, гипертрофия мышц.

Для 1 группы была выбрана методика воздействия на речевые центры:

  • большой палец руки (слева от ногтя - зона соответствия с височной зоной головы по СУ-ДЖОК),
  • височная область головы слева,
  • 6 точек на лице (тригеминальная зона),
  • язык,
  • 3 дорожки (паравертебральная зона и срединная ось позвоночника)

Для 2 группы использовалась методика воздействия на подвижность артикуляционного аппарата:

  • ногтевые ложа пальцев руки,
  • зона косынки на лице (от уха до уха),
  • методика креста – вокруг рта,
  • язык,
  • 3 дорожки  (паравертебральная зона и срединная ось позвоночника)

Кроме этого, обрабатывались выявленные триггерные (проблемные) зоны, например, у детей с аденоидами – обрабатывались крылья и спинка носа.

Первый курс у 1 группы проводился с 11 по 29 ноября (3 раза в неделю утром); у 2 группы со 2 по 25 декабря.
Второй курс - у 1 группы - с 13 января по 7 февраля; у 2 группы - с 10 по 28 февраля.
При необходимости предлагались дополнительные методы обследования и лечения (УЗИ внутренних органов, лечение у невропатолога, лор-врача, обследование у аллерголога). Родители, которые выполняли все рекомендации добросовестно, добились наилучших результатов.

Наиболее быстрые результаты достигнуты у редко болеющих детей (Иванова И., Струков М., Малашонок О., Пышков К., Дычко Г., Сорокин А., Антипов Ж.). У детей из группы ДЧБ отмечалось невосприимчивость к простудным заболеваниям (даже во время карантина по гриппу), или переносили более легкие формы ОРЗ (насморк в течение 2-3 дней). Родители Кондрашова А. отметили, что ребенок в течение 6 месяцев не находился в изоляторе (раньше - очень часто), стал активнее на занятиях в детском саду, ответы стали более осмысленными. У Рытикова И. прекратилось моргание глаз в течение нескольких месяцев.

Результаты проведенной работы приведены таблицах 1, 2.
Таблица 1.
Результаты работы с пациентами 1 группы (ОНР)
Фамилия Имя - Результативность
Иванова И.  - Речь скоррегирована.
Дычко Г.  - Речь скоррегирована.
Кондрашов А.  - Значительное улучшение.
Малашонок О.  - Значительное улучшение.
Юнг В.  - Началась фразовая речь.
Пеньков С.  - Началась фразовая речь.
Понуровский С.  - Началась фразовая речь.

Таблица 2.
Результаты работы с пациентами 2 группы (стертая форма дизартрии)
Фамилия Имя - Результативность
Рытиков И. - Речь скоррегирована.
Антипов Ж. - Речь скоррегирована.
Пышков К. - Речь скоррегирована.
Сорокин А. - Речь скоррегирована.
Сафронов А. - Значительные улучшения, переведен в речевой д/с
Ситкевич К. - Значительное улучшение.
Пчелинцева Л. - Операция по аденоскопии, незначительные улучшения.
Пушкарев С. - Значительные улучшения.
Струков М. - Значительные улучшения, продолжение занятий по развитию фонематического слуха.
Матвеев П. - Значительные улучшения.

Заключение.
Таким образом, проведенная работа показывает, что детей с речевой патологией брать можно и нужно, несмотря на их осложненные анамнезы и сопутствующие заболевания, но надо все это учитывать в своей работе. Для улучшения результативности - устранять сопутствующие заболевания, проводить комплексную терапию, усиливать педагогическую и коррекционную работу (воспитатели и логопеды детских садов), активно привлекать родителей к индивидуальной работе с ребенком. Только все эти факторы помогут решить проблемы каждого ребенка.

Трудностями в работе было - отсутствие быстрых видимых результатов. Каждого ребенка приходилось отслеживать в течение 6-12 месяцев. Одновременно проводилась работа с детьми, родители, которых не заинтересовались ДЭНС-терапией. Группа детей практически ничем не отличается по сложности анамнезов и соматических заболеваний. С этими детьми проводились обычные логопедические занятия.

Работая с этими детьми, мы отмечали большие трудности в постановке и автоматизации звуков из-за проблем подвижности артикуляционного аппарата. Язык быстро утомляется, слабо развит контроль над речью, дети быстро устают, становятся расторможенными и отвлекаемыми. Дети из группы ДЧБ из-за частых заболеваний имеют пробелы в знаниях. Логопедическая работа каждый раз после заболевания начинается практически с начала. Таким образом, та работа, которую можно сделать за пол года, растягивается на 1,5-2 года.

В условиях поликлиники работать с такими детьми тоже сложно. У родителей хватает терпения водить детей в течение 2-3 месяцев (изредка полгода), за это время удается поставить и автоматизировать 1-2 группы звуков. Дети, которых чаще всего приводят в вечернее время после детского сада (после работы родителей), уже утомлены, внимание рассеянно, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Таким детям после 1-2 месяцев работы с одной группой звуков, приходится делать отдых, усиливая в это время индивидуальную работу по закреплению и автоматизации звуков. Потом отрабатывается следующая группа звуков. Работа растягивается на 1,5-2 года. Придя в школу, из-за несформированности фонематических процессов у них возникают трудности в чтении и при письме. Поэтому с такими детьми еще приходится продолжать работу школьным логопедам. Таким образом, на одного сложного в речевом плане ребенка, затрачивается 7-8 лет коррекционной логопедической работы.

Использование динамической электронейростимуляции позволяет значительно быстрее и эффективней справляться с данной проблемой.

Источник: Материалы международного юбилейного симпозиума,
посвященного 6-летию Корпорации «ДЭНАС МС» – Екатеринбург, 2004. – С. 172-179.

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук